Помогая увидеть детям невидимое

«Каждый ребенок, независимо от условий его развития и социальной принадлежности, должен вести полноценное существование в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют формированию чувства уверенности в себе и облегчают участие в жизни общества» — гласит Конвенция прав ребенка. Надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и достигает невозможного!

Неизвестный автор

Необходимость принципиально новых форм и подходов в политике социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями назрела давно. Человек с особыми потребностями —равноправный член общества, и он имеет право на максимально возможное для него самовыражение, образование, трудовую и творческую деятельность.
То есть —право реализовать свое оптимальное развитие, обеспечивающее возможность жизни в открытом обществе. Для ребенка с проблемами зрения очень важно развивать свои способности, постигать окружающий мир, участвовать в общественных мероприятиях. Об этом хорошо знают работники Ростовской областной специальной библиотеки для слепых. Нечто большее, чем хранилище книг.

Сегодня, пожалуй, уже нет библиотек, которые ограничиваются только выдачей книг. Для современного человека библиотека —это и информационный центр, и досуговое, и образовательное учреждение. Очень важным «окном в мир» библиотека может стать для ребенка с нарушениями зрения.

Работники библиотеки стараются способствовать раскрепощению

ю детей, проявлению у них инициативы и желания творить. Это требует от библиотекарей знаний основ педагогики и психологии, навыков работы с детьми — инвалидами. Мы также стремимся постоянно расширять свои представления в области дефектологии, тифлопедагогики, медицинских аспектов инвалидности, постигать науку и искусство педагогической диагностики.

Сотрудники РОСБС постоянно ищут наиболее эффективные формы работы с детьми: игры, викторины, конкурсы, встречи с писателями. Привлечение ребят к посильному участию в различных мероприятиях положительно влияет на развитие образного мышления, речи, помогает с большим оптимизмом смотреть на жизнь, развивает чувство уверенности в себе и терпимость в отношениях с окружающими их людьми.

Для всех нас очевидно, что книга для ребенка с ограниченными возможностями, а тем более с проблемами зрения, становится одним из средств компенсации. Для слабовидящего или незрячего ребенка книга часто —главный проводник в окружающий мир, помощник в формировании коммуникативных навыков, в преодолении ограничений познания, связанных с отсутствием зрения.

Конечно, книга не может заменить в полной мере ни того, что человек воспринимает с помощью зрения, ни живого общения. Тем не менее, она должна занять свое место в жизни ребенка. Чтение расширяет детский кругозор, способствует развитию внимания, формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность, настойчивость, воля, мужество, милосердие.